Исследование 2014г

Илья Илюк,

учащийся 11 «К» класса МБОУ СОШ № 19

с углублённым изучением отдельных предметов»

Кадетский корпус «Виктория»

Руководитель Калинина Э.В.

Белгородская область, г. Старый Оскол

Константиновичи на службе Отечеству.

Олег Константинович Романов

Актуальность любой исторической темы очевидна, так как ещё древнегреческий философ Платон сказал: «Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего». В 2013 году наша страна отметила важную дату – 400-летие дома Романовых. За время их правления возникло и развивалось одно из самых сильных и могущественных государств мира – Российская империя. Огромный вклад в создание этой независимой, самодостаточной цивилизации внесли представители рода Романовых: не только те из них, кто занимал российский престол, но и все их многочисленные родственники – каждый на своём месте, в своей области. А 2014 год – это год столетия Первой мировой войны – одного из переломных событий мировой истории, которая стала одной из причин падения династии Романовых. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию отмечал, что для «возрождения национального сознания нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию того, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991-го года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития». Первая мировая война была «незаслуженно забыта, фактически по ряду политических, идеологических соображений вычеркнута из нашей исторической памяти…» [1, с.1]. Это привело к несправедливому забвению массового героизма русских воинов, более двух миллионов которых погибли на фронтах. В окопах Великой войны сражались и гибли наши прадеды и прапрадеды. Разве девальвируются со временем проявленные ими любовь к Родине и верность воинскому долгу? Разве зависят от того, на какой войне –победной или нет –были они проявлены? Необходимо добиться утверждения в массовом сознании облика Первой мировой войны не как позорной и чуждой народным интересам бессмысленной бойни, а как войны святой, войны за свою Родину, войны, давшей нам множество героев, на чьих подвигах мы можем растить будущие поколения.

Говоря о событиях начала XX века необходимо отметить, что, несмотря на абсолютистский характер власти и ошибки, представители царствующей династии много сделали для воспитания патриотизма у своих подданных, желания отдать все силы для блага Родины. Они действительно заботились о России, готовя себе достойную смену. Обеспечивая своим детям прекрасное образование и воспитание, Романовы делали из них сначала людей, а потом уж правителей. Примером тому может служить короткая, но яркая жизнь князя императорской крови, выпускника Полоцкого кадетского корпуса Олега Константиновича Романова, биография которого является объектом исследования.

История нашей страны неразрывно связана с историей каждого человека. В периоды тяжёлых испытаний граждане Отечества отдают все силы, а часто и жизнь для достижения цели. В событиях истории мы познаём человека, истоки его духовной силы. Судьба любого из них – исторический документ, по которому можно проследить историю своей Родины. Потенциал, заложенный в нашем прошлом, необходимо использовать для патриотического воспитания молодёжи.

Бывают минуты в жизни, когда вдруг

сильным и страстным порывом поймёшь,

как любишь Родину…» [2, с. 82.].

Князь императорской крови Олег Константинович.

Олег Константинович Романов родился в 15 (27) ноября 1892 года в Санкт-Петербурге в Мраморном дворце, который в XIX – XX веках был родовым домом великих князей Константиновичей из династии Романовых. (Приложение № 1). Он стал пятым ребёнком в семье великого князя Константина Константиновича и Елизаветы Августы Марии Агнессы (в России – великой княгини Елизаветы Маврикиевны). В детские годы обучение и воспитание проходило в домашней обстановке. Константин Константинович был строг, развивал в детях самостоятельность и дисциплинированность, приучал к труду. Каждое утро великий князь сам читал детям Евангелие, что свидетельствует о большой религиозности семьи. Не забывали и физическое развитие: особо жаловали катание на велосипеде и лыжные прогулки.Современники описывали семью князя как очень дружную. Военный министр А.Ф. Редигер писал: «Дети были благовоспитаны, но держали себя свободно и весело» [2, с. 82]. Особое внимание уделял Великий князь воспитанию у детей интереса к родной литературе, для старших детей устраивались литературные чтения, любительские спектакли. Желая ближе познакомить детей с жизнью русской деревни, в 1903 году отец приобрёл усадьбу Осташёво (Московская губерния, Можайский уезд). Все мальчики в семье, по традиции, получали военное образование, и в 1903 году Олег, которого считали наиболее одарённым из всех детей Константина Константиновича, сдал экзамены и был зачислен в Полоцкий кадетский корпус. (Приложение № 2).

Первый кадетский корпус был открыт в Петербурге в 1732 году по указу императрицы Анны Иоанновны. Его главной задачей было «…обучать арифметике, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочему искусству, потребным наукам. А поскольку не каждый человек от природы имеет способности к воинскому делу и к тому же в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение, то воспитанники корпуса должны изучать ещё и иностранные языки, историю, географию, юриспруденцию, танцы, музыку и прочие полезные науки, в зависимости от своей природной склонности, дабы служить Отечеству на гражданском и военном поприще» [10, с. 22].С. Двигубский, бывший воспитанник Суворовского кадетского корпуса, писал: «…Кадетские корпуса прививали любовь к отечественной истории, к своим армии и флоту; создавали военную касту, проникнутую лучшими историческими традициями; вырабатывали тот слой разношёрстного русского общества, на костях и крови которого создавалась российская слава. Сама среда воспитывала жертвенность: не пустыми словами в жизни кадет были: «сам погибай, но товарища выручай»[10, с. 149]. «Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений» гласило: «Доставить юному военному дворянству приличное сему званию воспитание, дабы укрепить в воспитанниках сих правила благочестия и чистой нравственности и, обучив их всему, что в предопределенном для военном звании знать необходимо нужно, сделать их способными с пользою и честью служить Государю, и благосостояние всей жизни их основать на непоколебимой приверженности Престолу. Христианин, Верноподданный, Русский добрый Сын, надежный товарищ, скромный образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер – вот качества, с которыми воспитанники военно-учебных заведений должны переходить со школьной скамьи в ряды Императорской Армии с чистым желаньем отплатить Государю за его благодеяния честной службой, честной жизнью, честной смертью» [5, с. 27]. К началу XX века в России существовало около 30 кадетских корпусов.

Полоцкий кадетский корпус был открыт в 1835 году. (Приложение № 3). Почти все воспитанники происходили из семей военных. Корпусные порядки препятствовали проявлению имущественного и социального превосходства. Девизом Полоцкого кадетского корпуса был лозунг: «Один за всех и все за одного». Строй в корпусе считался святым местом. Строевой подготовкой занимались два раза в неделю. Кадеты дорожили своим нагрудным знаком. В корпусе существовала домовая церковь. Ею служил храм в честь Святителя Николая. Религиозное обучение продолжалось до окончания корпуса. Для развития кадет совершались регулярные поездки по культурным местам России. Стены ротных залов были украшены батальными картинами. Героизация истории была характерна для системы воспитания кадетских корпусов России, они становились для воспитанников примером беззаветного служения Отечеству. Так, в 1910 году Полоцкому кадетскому корпусу по велению Константина Константиновича было присвоено имя его выпускника, героя обороны Порт-Артура генерал-лейтенанта русской армии Романа Исидоровича Кондратенко (Приложение № 4). Полнота воспитания в кадетском корпусе достигалась в единстве духовно-нравственного, воинского, физического воспитания и умственного развития.

Великий князь Константин Константинович часто бывал в Полоцком кадетском корпусе (Приложение № 5). Во-первых, по долгу службы, так как был назначен в 1900 годуГлавным начальником военно-учебных заведений и свою главную задачу видел в воспитании военной молодёжи в «Доблести, Добре и Красоте» [8, с. 55]. Для кадетских корпусов «эпоха деятельности Константина Константиновича может с полной справедливостью называться эпохой перерождения» [5, с. 63].Во-вторых, Константин Романов называл Полоцкий корпус своим, любя его за дисциплину, строевую выправку, за особую товарищескую спайку [5, с. 61]. Корпус не раз признавался лучшим среди всех кадетских корпусов. Именно поэтому в знак особого расположения к Полоцкому корпусу сюда был зачислен князь Олег Константинович. Можно сказать, что с 1903 года Полоцкий корпус стал своеобразным «полигоном», на котором отрабатывались новые методики преподавания военных дисциплин. Об этом свидетельствуют мемуары выпускника Полоцкого корпуса 1909 года В.Г. Вержболовича: «Когда Константин Константинович решил отдать учиться одного из своих многочисленных сыновей, Олега, в Полоцкий корпус, он ввёл в действие новую опытную программу для кадетских корпусов, в которой были увеличены разделы по русской литературе, упразднён славянский язык и к нему грамматика. Зато увеличены программы по физике, химии и биологии» [2, с. 83].

Олег был очень работоспособен, любознателен. Особенно любил гуманитарные предметы: историю, литературу, музыку, рисование. В 7 классе был знаменщиком. По окончании Полоцкого кадетского корпуса в 1910 году был зачислен в Александровский лицей. Олег стал первымиз членов Императорского дома, поступившим до военной службы в высшее гражданское учебное заведение (Приложение № 6).

Один из его преподавателей, профессор Ф.В. Тарановский, вспоминал: «Прилежание Его Высочества было выше всякой похвалы. В соединении с отличными природными способностями оно обеспечивало вполне успешное усвоение курса науки, который мы проходили. Всякое одобрение и похвала со стороны учителя, как и отличные баллы на экзаменах, действовали на князя Олега Константиновича самым благотворным образом: видимо, доставляли ему удовольствие, но не повергали его в спокойное самоудовлетворение, а напротив того, поднимали его энергию и побуждали его к ещё более напряжённой работе» [2, с. 85].Князь окончил Лицей с серебряной медалью и получил чин титулярного советника. Его выпускное сочинение «Феофан Прокопович как юрист» было удостоено Пушкинской медали. Медаль присуждалась не только за научные изыскания, но и за литературные способности, что особо радовало Олега Константиновича. Желание заняться юриспруденцией не реализовалось, так как в 1913 году по распоряжению императора он был произведён в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка (Приложение № 7).

Необходимо особо сказать о литературной деятельности князя Олега, в которой он видел своё призвание. «Быть писателем –это моя самая большая мечта, и я уверен, убеждён, что я никогда не потеряю желания писать» [14, с. 18]. Кумиром юноши был А.С. Пушкин. В подарок к столетию любимого Лицея Олег Константинович решил инициировать факсимильное издание рукописей Пушкина. Он много работал над этим проектом, и в 1911 году вышел первый и, к сожалению, единственный выпуск издания. И только через много лет идея Олега осуществилась. К 200-летию А.С. Пушкина Институт русской литературы РАН издал рабочие тетради поэта. Князь Императорской крови и сам писал много стихов, прозаических произведений. Они все пронизаны верой и любовью к Родине:

В моей душе есть чувства благородные,

Порывы добрые, надежды и мечты;

Но есть в ней также помыслы негодные,

Задатки пошлые, ничтожные черты.

Но я их затопчу, и с силой обновлённою

Пойду вперёд с воскреснувшей душой.

И пользу принесу работой вдохновенною

Моей Отчизне милой и родной.

31 декабря 1908 г. [19, с.1].

Однако опубликовано было немного: несколько стихотворений, рассказ «Ковылин». Остальное: повесть «Отец Иван», роман «Влияния», поэма «Царство царя Крота», пьесы и стихи осталось в рукописях и хранится в фонде князя Олега в Институте русской литературы РАН.

Всю свою жизнь Олег строил по лицейскому девизу«Для общей пользы». «Нет, прошло то время, –писал он в дневнике незадолго до выпуска, –когда можно было почивать на лаврах, ничего не знать, не делать нам, Князьям. Мы должны высоко нести свой стяг, должны оправдать в глазах народа своё происхождение»[9, с.33].

В 1914 году началась Первая мировая война.«Такого человека как Олег нельзя было удержать дома, когда его полк уходил на войну, –писал брат Олега Гавриил. –Он был весь порыв и весь проникнут чувством долга» [2, с. 87].Олег добился отправки в действующую армию, расторгнув помолвку с княжной императорской крови дочерью великого князя Петра Николаевича Надеждой Петровной [15, с. 224].

В своём дневнике князь Олег записал: «Мы все пять братьев идём на войну со своими полками. Мне это страшно нравится, так как это показывает, что в трудную минуту Царская Семья держит себя на высоте положения. Пишу и подчеркиваю это, вовсе не желая хвастаться. Мне приятно, мне радостно, что мы,Константиновичи, все впятером на войне» [13, с. 2] (Приложение № 8).

Стойко перенося все тяготы военной жизни,в первый же месяц пребывания на фронте Олег был ранен. Это произошло 27 сентября (10 октября) 1914 года около деревни Пельвишки в районе Владиславова. Участвуя в атаке, он первым ворвался в строй неприятеля. Один из раненых немцев успел выстрелить в князя и смертельно ранить его [16, с. 181].

На следующий день Олег Константинович был доставлен в госпиталь города Вильно, где и был прооперирован. Однако начался сепсис, и 29 сентября князь Олег скончался. За мужество и храбрость он был награждён орденом Святого Георгия IV степени. Родители успели попрощаться с сыном, и перед смертью Константин Константинович приколол умирающему Георгиевский крест его деда – великого князя Константина Николаевича. Одними из последних слов Олега Константиновича Романова были: «Я так счастлив!.. Это нужно было. Это поддержит дух, в войсках произведёт хорошее впечатление, когда узнают, что пролита Кровь Царского Дома. Это поддерживает династию» [17, с. 255]. Умирая, Светлый Князь, как многие его называли, думал о России. 1 октября 1914 года архиепископ Виленский и Литовский Тихон (Беллавин), будущий святой Патриарх Тихон, в присутствии родственников князя Олега отслужил в Свято-Михайловском храме панихиду по погибшему герою (Приложение № 9). Олег Константинович был похоронен в Осташёве, где позже построен храм-усыпальница во имя святого Олега Брянского по проекту М.М. Перетятковича и С.М. Дешевова (Приложение № 10). В декабре 1914 года в память о князе Олеге Константиновиче 1-я строевая рота Полоцкого кадетского корпуса повелением императора получила наименование «Рота Его Высочества князя Олега Константиновича» [5, с. 61].

В 1920-е годы могила героя Первой мировой войны князя Олега была осквернена. Мародёры сняли с груди покойного орден Святого Георгия, срезали пуговицы с кителя, украли шашку. После этого местные жители сами решили перезахоронить останки князя на другом берегу реки Рузы и предали земле возле храма Святого Александра Невского. В 1939-м храм был взорван, на месте кладбища начали строиться частные дома. Усадьба Осташёво сильно пострадала от немецко-фашистских оккупантов, а могила князя, очевидно, находится на частном участке [2, с. 90].

Великий князь Олег Константинович – поэт, выпускник кадетского корпуса, один из лучших представителей династии Романовых. Он был талантлив, религиозен, любил Родину. С первых дней войны Олег ушёл на фронт, где вскоре и погиб.

«Патриотизм» – слово греческое, что в переводе означает Родина, Отечество. В современном философском словаре даётся определение патриотизма как любовь к Отечеству, стремление своими действиями служить его интересам. В словаре В.И. Даля определение звучит ещё проще: «патриотизм – это любовь к Отчизне» [6, с. 24]. Отсюда патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, всеми силами стремится содействовать процветанию своего Отечества, всегда готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Что же заставило этого юношу пожертвовать жизнью ради Отечества? Определяющим фактором в воспитании Олега стала семья. Стремление к самосовершенствованию, честность, трудолюбие, благородство, милосердие – это качества, которые с детства прививались Олегу Константиновичу, его братьям и сёстрам.Олег Константинович – правнук императора Николая I, внук преобразователя российского флота генерал-адмирала, известного в военном мире изобретателя железных лафетов – великого князя Константина Николаевича, сын президента Академии наук, великого князя Константина Константиновича Романова, который,несомненно, был главным авторитетом.

Поэт, боевой офицер, романтик, оставивший потомкам большое нравственное и литературное наследие. Ещё одним фактором становления личности Олега Константиновича стало блестящее образование. Сначала кадетский корпус, который, по словам Екатерины II, «…есть рассадник великих людей…» [10, с. 155]. Более чем 200-летняя история Российских кадетских корпусов свидетельствует, что их воспитанников отличали истинная доблесть, мужество, чувство порядочности, чести, высокий образовательный уровень, преданность своему Отечеству, патриотизм. Затем Царскосельский лицей – кузница государственной элиты, высшей доблестью которой было служение Отечеству. Особо следует отметить религиозную составляющую воспитания современников Олега. Не случайнодевизом многих офицеров были слова: «Веру – царю, жизнь – Отечеству, честь – никому» [11, с. 267]. Литературная деятельность Олега Константиновича является прямым доказательством того, что «Родина», «Отечество» для него не просто понятия, а главная составляющая жизни. Олег рано понял,что жизнь –это высокая обязанность, священный долг: «…моя жизнь–не удовольствие, не развлечение, а крест»[2, с. 85].

Всё вышеперечисленное позволяет утверждать, что Олег Константиновичявлялся истинным патриотом, не пожалевшим жизни на благо России. Князь Олег стал единственным из семьи Романовых, погибшим на фронте Первой мировой войны, но не единственным из династии, кто сложил голову за свои идеалы. Мужество совсем не военного по духу царственного юноши, которого никто не заставлял идти в армию, его желание не словом, а делом встать на защиту любимого Отечества достойно уважения и восхищения.

Память о князе Олеге жива. В Осташёве ежегодно проводятся Романовские чтения. В 2010 году в Полоцке было создано кадетское училище. Писатель В.В. Бондаренко, изучающий историю Полоцкого кадетского корпуса, подарил училищу портрет Олега Константиновича. 1 августа 2013 года в России впервые отмечался День памяти русских воинов, погибших на фронтах Первой мировой войны. А значит, это и его день – день памяти князя императорской крови Олега Константиновича Романова.

Материалы, свидетельствующие о жизни и деятельности Олега Константиновича Романова, хранятся в нашем школьном музее «Истории кадетских корпусов России» и являются источником для дальнейших исследований.

Список источников и литературы:

  1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. –12.12.2012. [Электронный ресурс] Президент РФ. – (дата обращения 11.07.2014).

http://www.kremlin.ru/news/17118/print.

  1. Бондаренко, В.В. Герои Первой мировой / В. В. Бондаренко. – М., 2013. – 149 с.
  2. Великий князь Гавриил Константинович. В Мраморном дворце. Воспоминания / Великий князь Гавриил Константинович. Изд-во: И. В. Захаров, 2005. – 384 с.
  3. Григорян, В.Г. Романовы. Биографический справочник / В.Г. Григорян.– М., 2007. – 507 с.
  4. Гурковский,В.А. Кадетские корпуса российской империи / В.А. Гурковский. – Т. 1. – М., 2005. – 263 с.
  5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – Т. 3., СПб., 1998. – 560 с.
  6. Завьялова, Л.Великий князь Константин Николаевич и великие князья Константиновичи. История семьи / Л. Завьялова, К. Орлов. – СПб., 2009. – 656 с.
  7. Исаков, Е.П. К завещанной Доблести / Е.П. Исаков. – М., 2002. – 495 с.
  8. Князь императорской крови Олег Константинович 1892 – 1914 / Князь императорской крови Олег Константинович. – М., 2014. – 560с.
  9. Крылов, В.М. Званье скромное и гордое кадет / В. Крылов, Семичев В. –

С.- П., 2004. – 160 с.

  1. Крылов, В.М., Гуляев, Ю.Н. Воспитанники 2-го кадетского / В.М. Крылов, Ю.Н. Гуляев // Музей военной истории и боевой славы. – СПб., 1996. – С. 267 – 281.
  2. Лось, М.П. Князь Олег Константинович (1892-1914) / М.П. Лось. – Звенигород, 1917. – 23 с.
  3. Павлова, С. Хранитель Всероссийского музея А. С. Пушкина / С. Павлова. –Царскосельская газета, 2011. – № 40. – с. 3.
  4. Пахалюк, К. Боевые действия в Восточной Пруссии в Первую мировую войну / К. Пахалюк. – Калининград, 2008. – 383 с.
  5. Пахалюк, К. Романовы в сражениях в Восточной Пруссии в 1914 г. // К. Пахалюк.Рейтар, 2009.– № 3.– С. 180-191.
  6. Пчелов, Е.В. Романовы. История династии / Е.В. Пчелов.– М., 2004. – 494 с.
  7. Розанов, В.В. Война 1914 года и русское возрождение// В.В. Розанов. – М., 2000. – 243 с.
  8. Константин Константинович Романов. Известный неизвестный К. Р. –[Электронный ресурс] – (дата обращения 13.07.2013). –http://www.liveinternet.ru/users/2991253/post163154330/
  9. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. –[Электронный ресурс] – (дата обращения 11.07.2014). –http://spas-monastery.by/
  10. Рожинцев, А.Светлый Князь. О жизни и смерти князя императорской Крови Олега Константиновича. – [Электронный ресурс] – (дата обращения 11.07.2014). –http://www.otechestvo.org.ua/main/200510/1305.htm.

Приложения

Приложение № 1

21

Мраморный дворец. Санкт-Петербург. Современный вид.

Памятник Александру III у Мраморного дворца

 

Приложение № 2

22

Кадет Полоцкого кадетского корпуса князь Олег Константинович

1912 год

Приложение № 3

33

Здание Полоцкого кадетского корпуса. Почтовая открытка. 1912 год

331

Парадный вход в здание Полоцкого кадетского корпуса.

Почтовая открытка. 1913 год

 

Приложение № 4

44

Роман Исидорович Кондратенко

441

Бюст героя обороны Порт-Артура

на территории современного Полоцкого кадетского училища

 

Приложение № 5

55

Великий Князь Константин Константинович Романов

с кадетами Полоцкого кадетского корпуса. 1910 год

 

Приложение № 6

66

Лицеист Олег Константинович Романов. 1913 год

 

Приложение № 7

77

Корнет лейб-гвардии Гусарского полка Олег Константинович Романов. 1914 год

771

 

Приложение № 8

88

Великий Князь Константин Константинович Романов с семьёй

перед отправкой сыновей на фронт. 1914 год

881

Олег со своими братьями Гавриилом и Игорем в действующей армии.

7 сентября 1914 год

 

Приложение № 9

99

Здание, где размещался госпиталь, в котором провёл последние часы

Олег Константинович Романов. Вильнюс

991

Константино-Михайловская (Романовская) церковь, в которой состоялась панихида

по случаю кончины Олега Константиновича Романова. Вильнюс

 

Приложение № 10

IMG_9822

Церковь Олега Брянского. с. Осташёво

Просмотрено (2313)

3 ответа на “Исследование 2014г

  1. Большое спасибо автору статьи! Очень содержательный материал, основанный на документах, что особенно ценно. Эта работа очень помогла мне при подготовке доклада о лазарете Мраморного дворца.
    Небольшие уточнения по топонимике:
    Гумбиннен (Gumbinnen), Германия, провинция Восточная Пруссия —
    ныне г. Гусев, Калининградская обл., Россия;
    Инстербург (Insterburg), Германия, провинция Восточная Пруссия —
    ныне г. Черняховск, Калининградская обл., Россия;
    Вержболово (нем. Вирбаллен, польск. Вержболув) — ныне г. Вирбалис, Мариямпольский уезд, Литва.
    И еще один момент. Подвижной лазарет Мраморного дворца располагался в Инстербурге не в гимназии, а в мужской средней школе (ныне средняя школа №6 г. Черняховска — моя родная школа), нем. Mittelknabeschule, дословно — средняя школа для мальчиков. Здание бывшей немецкой гимназии (в нем ныне располагается администрация Черняховска) находится гораздо далее от того места, где размещался штаб 1-й русской армии, а здание школы — в соседнем квартале. Между штабом и лазаретом в ночь с 27 на 28 августа (ст.ст.) 2014 г. немецкий цеппелин сбросил бомбу, о чем писала великая княгиня Мария Павловна в своих мемуарах. В первом издании ее воспоминаний на русском языке (2003) в переводе допущена неточность: вместо слова «школа» употреблено «гимназия». Немецкая средняя школа предполагала девятилетнее обучение, по ее окончании в университет поступить нельзя было, следующей ступенью обучения была как раз гимназия, которая и давала право поступления в высшее учебное заведение. В документах, хранящихся в РГВИА (Ф.12651. Оп.1. Д. 1119), местом развертывания лазарета в Инстербурге указывается мужская средняя школа.

  2. Допустила ошибку в немецком названии школы. Правильно — Knabenmittelschule (средняя школа для мальчиков)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *