Исследование 2014г

Михаил Бабкин,

доктор исторических наук

Людмила Лыкова,

доктор исторических наук

г. Москва

«Если не будет победы, нас ждут ужасы новой революции…»

Первая мировая война для многих война неизвестная.1 Мало кто знает, что её называли «Великой европейской». Первая мировая война всегда была в тени Великой Отечественной войны.

Определением Архиерейского собора Русской Православной Церкви 29 ноября 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

Первая мировая война не принесла победу России, но на полях сражений погибли наши солдаты и офицеры, защищая Отечество. «…Любая война – есть зло, которое несёт в себе смерть и разрушение для всего мира. Именно поэтому участие христианина в борьбе со злом «…является делом богоугодным… воины не только защищали Родину – они были на стороне правды против лжи и добра, и последующее развитие истории доказало это…». Приведённая цитата из «Слова Святейшего Патриарха Кирилла 6 мая 2012 года в Свято-Георгиевском храме-памятнике на Поклонной горе Москвы по случаю Дня Победы в Великой Отечественной войне может быть соотнесена со словами благодарности и нашим предкам, участвовавшим в Первой мировой войне.

Русская Церковь в своих обращениях поддерживала воинов-христиан в их борьбе со злом. Они были героями. Многие за боевые подвиги были удостоены наград, в том числе Георгиевских медалей и орденов.

К их числу принадлежат и прадеды одного из авторов этой статьи: Василий Петрович Лыков, награждённый Георгиевским крестом, и Григорий Иванович Черемных, который был тяжело ранен в лицо и после всегда носил бороду, прикрывая шрам.

Приходится сожалеть о том, что в первые годы замужества Л.А. Лыкова, жившая в семье Г.И Черемных, ничего не узнала о его участии в той войне.

Что нужно сделать, чтобы спустя столетие с начала Первой мировой войны её образ запечатлелся в нашем сознании и в сознании наших учеников? Конечно же, нужна документальная реконструкция событий «неизвестной войны». А чтобы увидеть эту войну глазами воинов, тех, кто переносил тяготы военного времени в тылу, нужно обратиться к документальному наследию. Именно документальный образ событий Первой мировой позволит увидеть мысленным взором образы той войны: солдат и офицеров на поле брани, сожжённые деревни и города, газовые атаки немцев на Восточном фронте, отступление наших армий, «снарядный голод» и многое другое, связанное с событиями Великой войны.

Русская Православная Церковь откликалась на мероприятия власти, переживала горечь поражений русской армии летом и осенью 1914 года. Чтобы поднять патриотический дух воинов, на фронтах рядом с ними были военные священники. Религиозность для дореволюционной России была традиционной.

Рядом с патриотическими чувствами в сознании российского общества, и в первую очередь русского воинства, жила вера в Бога. В письмах времён Первой мировой войны она ощущается постоянно в обращениях к Богу. В военное время молитва и обретение веры становились естественными.

С началом Первой мировой войны в вооружённых силах значительно активизировалась деятельность военного и морского духовенства, сыгравшего весомую роль в поддержании среди российских воинов доблестного духа.2 Деятельность армейских пастырей неоднократно была высоко отмечена верховными главнокомандующими. Так, великий князь Николай Николаевич дважды в присутствии членов штаба давал такую оценку военным пастырям: «Мы в ноги должны поклониться военному духовенству за его великолепную работу в армии». Государь император (23 августа 1915 года взявший на себя командование армией) говорил протопресвитеру военного и морского духовенства: «От всех приезжающих ко мне с фронта военных начальников Я слышу самые лучшие отзывы о работе военных священников в рядах армии».3

В первые месяцы войны Священный синод неоднократно обращался к священно- и церковнослужителям и всем духовным учреждениям с призывом к благотворительному труду и пожертвованиям на нужды войны. Они призывались к оказанию помощи пострадавшим защитникам Отечества, к открытию лазаретов, выделению помещений для выздоравливающих и увечных воинов, к учреждению приютов для детей солдат и моряков, павших в бою. Эти призывы нашли широкий отклик среди духовенства.4

Своим определением 27-28 мая 1915 года Священный синод рекомендовал мужским монастырям устройство лазаретов и особых приютов для увечных войной лиц. Вскоре, 28 июля, высший орган церковного управления призвал все православные обители (лавры, архиерейские дома, мужские и женские монастыри и общины) усилить жертвы и труды для Отечества по удовлетворению отдельных категорий военных нужд. С этой целью предлагалось: а) расширить лазареты и госпитали, которые помещались в стенах обителей; б) усилить размер денежных взносов на епархиальные и иные госпитали; в) увеличить размер пожертвований и отчислений в пользу Российского общества Красного Креста; г) возможно шире развивать деятельность по учреждению приютов для выздоравливающих и увечных воинов, а также для детей лиц, павших в боях.5

За год, истекший с начала войны, общее число лазаретов, открытых в монастырских и других церковных помещениях (без учёта госпиталей в зданиях духовно-учебных заведений и церковных школ), равнялось 679. При этом 374 из них состояли на полном содержании лиц и учреждений духовного ведомства, а 305 – на неполном (т.е. с участием общества Красного Креста, земского и городского союзов и др.)6

Денежных пожертвований на содержание лазаретов и на лечение раненых и больных воинов за тот же первый год войны поступило 3 млн. 736 тыс. 69 руб. В том числе: от монастырей – 1 млн. 44 тыс. 353 руб., церквей – 1 млн. 399 тыс. 629 руб., духовенства (не считая средств от духовно-учебных заведений, церковных школ и попечительных советов) – 357 тыс. 937 руб. На другие военные нужды (пособия семьям воинов, пожертвования в армию и т. п.) было израсходовано теми же лицами и учреждениями 2 млн. 721 тыс. 930. руб.

День Победы – 9 мая (26 апреля), в который определением Архиерейского собора Русской Православной Церкви установлено особое ежегодное поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и Народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 –1945 годов, должен стать и днём особого поминовения воинов – участников Первой мировой войны.

Предлагаемая подборка архивных документов официальных и личных поможет вдумчивому читателю представить самую малую часть деяний священства Русской Православной Церкви в первый год войны.

Документы:

1.

Определение Святейшего правительствующего синода7

Православной российской церкви8 № 6502 «Высочайший Манифест о войне с Германией»9

20 июля 1914 года.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имели суждение по Высочайшему Манифесту, данному 20-го сего июля, о войне с Германией. Приказали: Господь, содержащий в Своей Деснице судьбы царств и народов в мире и во брани, призывает ныне Россию ополчиться на брань. Преклоняясь пред неисповедимыми судьбами Божественного Промысла и признавая необходимым, чтобы каждый из духовенства и мирян, всецело предав себя воле Божией, указуемой словом Царевым, с своей стороны, по верноподданническому долгу, без всякого промедления предпринял всё зависящие от него и ему доступные способы и меры к благоденствию Отечества в успешном окончании войны, Святейший Синод, по сообщении о Высочайшем Манифесте, определяет: 1) Высочайший Его Императорского Величества Манифест, напечатав в «Церковных Ведомостях», обнародовать, по предварительном сношении с местными гражданскими начальствами, прочтением после Божественной литургии – в городах в первый по получении текста Манифеста день, а в сёлах – в первый воскресный или праздничный день. 2) При обнародовании Манифеста совершить молебствие ко Господу Богу о даровании победы христолюбивому российскому воинству, певаемое во время брани противу супостатов, с коленопреклонением, по чину, напечатанному в последовании молебных пений, с произнесением при этом пастырского поучения. 3) Во всех церквах приносить Господу Богу всенародные молитвы о победе над врагом, кои и напечатать в ближайшем №-ре «Церковных Ведомостей» и особых к ним приложением. 4) Призвать монастыри, церкви и православную паству к пожертвованиям на врачевание раненых и больных воинов и на вспомоществование семействам лиц, призванных на войну. 5) Во всех церквах установить особые кружки для сбора пожертвований в пользу Красного Креста и семейств, пострадавших от войны, каковые кружки обносить среди богомольцев за каждым богослужением, за коим обносится блюдо или кружка для сбора пожертвований. 6) Призвать монастыри, общины и все духовные учреждения к отводу и приготовлению всех свободных и могущих быть свободными помещений под госпитали для раненых и больных воинов и к содействию поддержания сих госпиталей на всё время надобности в них. 7) Призвать все мужские и женские монастыри и общины к немедленному подысканию и подготовлению способных и благонадёжных лиц для ухода за ранеными и больными воинами как в самых обителях, так и в других местах, по распоряжению управления Красного Креста. 8) Призвать монастыри, общины и всех боголюбивых людей к заготовлению собственными силами и средствами принадлежностей для оборудования госпиталей, какие окажутся возможными и потребными. 9) Призвать всё православное население, по заповеди Христовой о братской любви к ближним, иметь особливую заботу об облегчении печали и улучшении материального положения жён и детей лиц, призванных к военным действиям и обязанных покинуть свои семьи. 10) Призвать всё православное духовенствов своих поучениях располагать свою паству к содействию всеми мерами и способами успеху войны и облегчению участи так или иначе от неё потерпевших. 11) Призвать всех православных людей, без различия звания, положения, возраста и пола, – в настоящий час испытания для нашей Родины оставить взаимные несогласия, ссоры, распри и обиды, крепкою стеною сплотиться у Царского Престола и по Царскому зову охотнои бодро идти на защиту Отечества всеми способами и мерами, какими кому предназначено и указано, не щадя, по примеру славных своих предков, своих сил, достояния и даже жизни, памятуя, что позор и гибель падут на главу ленивых, своекорыстных и предателей, а тем, кто принесут своё достояние и свою жизнь на алтарь Отечества, уготована вечная слава в роды родов.10

Церковные ведомости. СПб., 1914. № 30. С. 348–349.

2.

Определение Святейшего правительствующего синода Православной российской церкви № 8478 о поминовении на богослужениях верховного главнокомандующего российской императорской армией великого князя Николая Николаевича

19 сентября 1914 года.

От 19 сентября 1914 год за № 8478, постановлено: предписать по духовному ведомству возносить, впредь до окончания войны, во всех церквах Империи за богослужениями, после возношения имени Благоверного Государя Наследника Цесаревича,11 имя Благоверного Государя Великого Князя Николая Николаевича.12

Церковные ведомости. Пг., 1914. № 39. С. 450.

3.

Из определения Святейшего правительствующего синода Православной российской церкви № 9643 «По Высочайшему Манифесту о войне с Турцией»

21 октября 1914 года.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имели суждение по Высочайшему Манифесту, данному в 20-й день сего октября, о войне с Турцией.13

Приказали: 1) Высочайший Манифест обнародовать, по сношении с местным начальством, во всех церквах, – в городских в первый по получении текста Манифеста день, после Божественной Литургии, с совершением молебствия ко Господу Богу, по установленному чину, о даровании победы Российскому христолюбивому воинству и войскам союзных с Россией иностранных держав, и 2) в установленные, по определениям Святейшего Синода от 20 июля и 12 сентября сего года, моления за Императора и за люди во время брани противу супостатов, пропечатанные в № 38 «Церковных Ведомостей», внести следующие изменения:.14

О чём, для надлежащего по духовному ведомству исполнения, напечатать в журнале «Церковные Ведомости».

Церковные ведомости. Пг., 1914. № 43. С. 490.

4.

Телеграмма Святейшего правительствующего синода Православной российской церкви императору Всероссийскому Николаю II по случаю его тезоименитства15

6 декабря 1914 года.

Царское Село. Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю Александровичу.

Святейший Синод всепреданнейше приветствует Ваше Императорское Величество со днём Тезоименитства Вашего. Благоволите, Всемилостивейший Государь, принять молитвенные пожелания Святейшего Синода, да дарует Вам Всевышний мир, здравие, спасение и во всех Царственных трудах Ваших благопоспешение, на врагов победу и одоление и да сохранит Вас на многие лета.

Вашего Императорского Величества верноподданнейшие слуги и богомольцы:

Владимир [Богоявленский], митрополит Петроградский.

Флавиан [Городецкий], митрополит Киевский.

Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский.

Никон [Рождественский], архиепископ, бывший Вологодский.

Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский.

Серафим [Мещеряков], архиепископ Иркутский.

Евдоким [Мещерский], архиепископ Алеутский.

Константин [Булычев], епископ Могилёвский.

Церковные ведомости. Пг., 1914. № 50. С. 584.

5.

Выписка из письма протоиерея от. Иоанна Восторгова,16Москва, от 18 июля 1914 г., к Е.Е. Восторговой, в Ессентуки, до востребования.

У меня все-таки ещё теплится надежда на мирный исход австро-сербскаго конфликта. Удивляет меня и необычно твердый и сразу уверенный тон нашего правительства. Забастовки стали прекращаться, рабочие уже поют гимн. Но у меня уже нет веры в наше счастье. Помню, как я радовался началу войны с Японией, возмущался уступчивостью России, ожидал победы. А что вышло? И теперь у меня сердце сжимается от ужаса, хотя кругом общественное настроение идёт в полном согласии с решением правительства. Как я осуждаю эту вечно подлую Австрию. Ведь её поведение действительно в полном смысле провокаторское.

По улицам Москвы манифестами. У всех подъём. 14-го и 15-го июля в проповедях я коснулся Сербии, и по народу пронеслась электрическая искра. Итак, опять мы будем жить повышенной, нервной жизнью.

ГА РФ Ф.102. Оп.265. Д.990. Л.952

6.

Выписка из письма архиепископа Антония,17 Харьков, от 24 сентября 1914 г., к apxиепископу Никону, в Сергиев Посад.

В Петрограде меня вызывали по делам Галиции. Я подал записку, но по поведению В. К-ча18 я увидел, что главная её идея о продолжении связи её с патриархом будет похерена, что и случилось с нею, а также и со мною: призван туда пр. Евлогий.19Конечно, я не жалею, ибо видеть как будут портить дело православия, неинтересно. Да и вообще, теперь немногого недостаёт для того, чтобы господствующею религиею в России было объявлено хлыстовство…20

Нашего С.В. Троицкого,21 видимо, тоже начали оттирать от Синода и от Литейного № 62,22 а пьяный Скворушка23 совсем изолгался, но уже забыл своё недавнее обещание уйти в отставку и надеется пережить своего высшего начальника на синодской службе.

Суета сует. В провинции всё же нравственно легче. Около архиерейской кафедры сосредоточивается церковная жизнь, и молитва, и подвиг, а около Синода – нет. Не мог быть добрым плод кощунника Петра I и его сподвижников – нигилистов в apxиeрейской мантии вроде Феофана Прокоповича.24 Да будут они прокляты за то, что убили общероссийскую церковную жизнь, которая сохранилась только в епархиях, приходах и монастырях.

ГА РФ Ф.102. Оп.265. Д.995. Л.1494

7.

Выписка из письма протоиерея от. Иоанна Boсторгова, Москва, от 9 октября 1914 г., к apxиепископу Антонию, в Харьков

Если не будет победы,нас ждут ужасы новой революции. Но и тогда положение церкви не может оставаться таким, каково оно теперь. Если будет победа, возникнуть новые течения, которые сметут и блок придворного духовенства с хлыстовщиной, и вообще рабство церковное.

Относительно «свободы вероисповеданий», конечно, будут препоны в деле церковной проповеди; но если бы нас избавили от рабства внутренней жизни церкви, дали бы Патриарха и Собор, то и это препятствие пало бы.

Все-таки, если во Франции теперь приглашены в армию и флот священники, которые беспрепятственно совершают свой апостолат, если там в войсках и поездах поют религиозные гимны, если во Франции и Италии масонство вдруг спряталось, то, думаю, в России тем труднее загнать церковь в угол и держать её в кулаке.

Тяжелее и тревожнее для меня другой вопрос: как мы соединимся и сойдёмся. Что мы сделаем? И взоры мои обращаются к Вам, Владыко, – созовите, объедините, вдохновите. Можно, ведь, сделать негласный у вас в Харькове, если не здесь в Москве. Поводов и благовидных оснований для того, чтобы съехаться может быть много. И мы, ведь, можем просить фараона отпустить нас для совершения праздника в пустыне. Мы, ведь, не замышляем ни революции, ни вообще переворота. Благословясь у Христа, благословите нас на cиe, Владыко.

ГА РФ Ф.102. Оп.265. Д.996. Л.1575

8.

В. г. Старицу, Тверской губ., священнику Иоанно-Предт. церкви Федору Ильичу Троицкому. / Место отправления неизвестно/.

29 ноября 1914 года.

Папа. Чуть ли не каждый день собираюсь поделиться с тобой мыслями, но работы так много, что приходится исполнение этого желания откладывается каждый раз на завтра. Очень много пишут о немецких и австрийских потерях русской армии, а между тем это не безынтересно и легко может быть высчитано, хотя и приблизительно конечно. Если ты заглянешь в столбцы «Р. Слова» в отделе «От особого отделения главного штаба по сбору сведений о потерях в действующих армиях» и потрудиться подсчитать число выбывших из строя офицеров, то поразишься количеству. В среднем, в стуки армия теряет свыше 100 офицеров; из них убитых 1/6 часть или 15%, пропавших без вести плюс и попавшие в плен – 10-20%, остальные раненые и контуженные – 60-80%. Нижних чинов выбывает не меньше чем в 50 раз больше из рассказов раненых офицеров, итого в день 100х50 – 5000. Война ведётся четыре месяца; 5000х120 – 600000. Эта цифра по весьма скромному подсчёту. Урон австрийцев и немцев исчисляется по 1 миллиону. Это война справедливо называется машинной или пушечной. Немцы зарядов шрапнели и снарядов не жалеют, их артиллерия поставлена образцово его нельзя сказать про ружейную стрельбу, играющую второстепенную роль в этой войне. Это заставляет предположить, что если потери у неприятеля два милл. нем.-австр. на двух фронтах русс.и союзническом по 1 милл. на фронт, то у нас ни в коем случае тоже не меньше 1 миллиона. Наполеон 1 пришёл в Москву с 600000 солдат. Войны, которые он вёл, унесли жизней не свыше 1 милл. Теперь же в 4 мес. сошло в могилу почти 500000 человек. По убыли жизней человеческих эта война очень страшная.

Говорят некоторые, что войну вызвали рус. и нем. Императоры, в особ. рус., чтобы сделать кровопускание рабочему классу ради подавления охватившего всю Россию революционного июльского движения. Было ли у них тайное соглашение или они просто угадали желание друг друга – я не знаю. Предположено было, по-видимому, слегка побаловаться, отвлечь внимание пролетариата, а затем быстро заключить мир. Объединение русского общества было неожиданно для них, настолько стремительно, что трудно было сохранить первоначальный план и прекратить войну. Такого оборота дела они не ожидали. Ник. II правда ездил в Ставку…, чтобы начать переговоры о мире, но было остановлен Ник. Н-ем в виду несвоевременности такого шага. Давление его августейшей она немка – Ал.Фед. продолжается и он потащился вторично. В Петр.по её тайной инициативе были разбросаны летучки она всё скорбит о своём фатерланде, призывающие народ заявить требования о скорейшем мире. Может быть, это некрасивая правда, может быть, наболтали злые языки – оставим на их ответственности.25

Приезжал адъютант Ник. Николаевича и рассказал следующее про него. Главнокомандующий дядя Ал. III человек пожилых лет, с большой сединою, громадного роста и силы. С крайним недоверием относится ко всем, в особен. с нерус. фамилией, чуть не понравился доклад – выгоняет вон генерала из квартиры, чуть заподозрил – срывает погоны, бьет кулаками по лицу их. Дошли до него агентские слухи, что комендант хочет сдать крепость Новогеоргиевск одна из лучших у нас – первоклассная, сейчас переоделся, на автомобиле промчался между своим и неприятельским фронтом, является в крайность и моментально собственноручно убивает его наповал из револьвера. Когда немцы подходили к Варшаве, был у них военный совет, решили сдать Варшаву; когда стали расходиться, он шепнул генералам с рус.фам. – драться до последней возможности и удержать за собою польскую столицу. Вести войну на огромном фронте в 500 вёрст с таким серьёзным противником как немец может полководец с недюжинным умом и волей. Благоприятный конец войны в весьма значительной степени будет обязан ему. Не чета Куропаткину26 с его долготерпеливой политикой. И в частной жизни в своём имении под Тулой он отличается не менее размашистым кулаком.

…Момент будет упущен и 350 летняя борьба с алкоголем останется по-прежнему безрезультатной. Прав Владимир: «Руси есть веселие питие и никогда ей трезвой не быти». «Россия, Россия, как жаль мне тебя».

Наши газеты не то бессознательно врут, не то задавлены военной цензурой, только бывает трудно отличить ложь от правды. Напр. пишут, что австрийцы легко сдаются, а хозяйский сын-офицер приехал ранен в ляшку шрапнелью так рассказывает, что из его полка 1000 сдалась без особой нужды в плен, солдаты весьма недвусмысленно прячутся, а посланные по какому-нибудь поручению пропадают на 3 – 4 дня, чтобы хоть на время подальше быть от огня, правда, говорил он это про пожилых.

Пишут, что нем. и австр. солдаты голодают, а сегодня второй сын хозяйки письменно просит прислать хлеба черн. и бел., ибо его не выдают почти. Солдаты набрасываются на раненых врагов и обирают их сумки с провизией. Пишут про нем.зверства; офицер один рассказывал, как он велел повесить отца с сыном за отказ идти за водой и повесил над качающимися трупами записку «за сопротивление в доставке фуража».

Пишут, что немцы грабят: наши же офицеры рассказывают, как приходится стрелять в своих же мародёров, наши же с убитых нем.офицеров снимают шинели, сапоги и проч. Сравнение за недостатком места не делаю дальше. Об истинном положении на театре военных действий в газетах приходится читать между строк. Война ведется за свободу других наций, а внутри у нас по-прежнему проводится полицейский произвол, арестовывается Бурцев,27 арестовываются с.[оциал] д.[емократические] депутаты и пр. Душная полицейская деспотическая атмосфера. Твой сын.

ГАРФ Ф.102. Оп.265. Д.967.Л.914

Просмотрено (2312)

3 ответа на “Исследование 2014г

  1. Большое спасибо автору статьи! Очень содержательный материал, основанный на документах, что особенно ценно. Эта работа очень помогла мне при подготовке доклада о лазарете Мраморного дворца.
    Небольшие уточнения по топонимике:
    Гумбиннен (Gumbinnen), Германия, провинция Восточная Пруссия —
    ныне г. Гусев, Калининградская обл., Россия;
    Инстербург (Insterburg), Германия, провинция Восточная Пруссия —
    ныне г. Черняховск, Калининградская обл., Россия;
    Вержболово (нем. Вирбаллен, польск. Вержболув) — ныне г. Вирбалис, Мариямпольский уезд, Литва.
    И еще один момент. Подвижной лазарет Мраморного дворца располагался в Инстербурге не в гимназии, а в мужской средней школе (ныне средняя школа №6 г. Черняховска — моя родная школа), нем. Mittelknabeschule, дословно — средняя школа для мальчиков. Здание бывшей немецкой гимназии (в нем ныне располагается администрация Черняховска) находится гораздо далее от того места, где размещался штаб 1-й русской армии, а здание школы — в соседнем квартале. Между штабом и лазаретом в ночь с 27 на 28 августа (ст.ст.) 2014 г. немецкий цеппелин сбросил бомбу, о чем писала великая княгиня Мария Павловна в своих мемуарах. В первом издании ее воспоминаний на русском языке (2003) в переводе допущена неточность: вместо слова «школа» употреблено «гимназия». Немецкая средняя школа предполагала девятилетнее обучение, по ее окончании в университет поступить нельзя было, следующей ступенью обучения была как раз гимназия, которая и давала право поступления в высшее учебное заведение. В документах, хранящихся в РГВИА (Ф.12651. Оп.1. Д. 1119), местом развертывания лазарета в Инстербурге указывается мужская средняя школа.

  2. Допустила ошибку в немецком названии школы. Правильно — Knabenmittelschule (средняя школа для мальчиков)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *