Исследование 2014г

Александр Коновалов,

мл. научный сотрудник Военно-исторического музея

артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС),

Филиал «Музей кадетских корпусов»

г. Санкт-Петербург

Пажи и кадеты

в войнах России начала XX века

(к истории кадетских корпусов в России)

Начало XX века было ознаменовано рядом таких важных событий в военной и политической истории, как русско-японская война 1904 –1905 годов, первая революция в России 1905 –1907 годов, Первая мировая война 1914 –1918годов, которые коренным образом изменили ход российской истории.

Для России война с Японией 1904 – 1905 годов, как и Первая мировая война 1914 – 1918 годов, были проиграны в силу многих объективных и субъективных причин. «Трудно для России забыть то горькое и постыдное, что дала нам несчастная, неподготовленная и незаконченная война (русско-японская война – авт.). Но пора России вспомнить и то великое, достойное вечной памяти, что в отдельных случаях она дала нам. Среди поражений были примеры истинного героизма. Были среди сынов России бившиеся с мужеством и павшие с честью за свою родину. Они заслуживают того, чтобы Россия их не забыла».1

Русско-японская война 1904 – 1905 годов привела к резкому ослаблению вооруженных сил России. Сухопутная армия потерпела тяжёлое поражение, были уничтожены основные силы ВМФ. Война выявила серьёзные недостатки в организации, боевой подготовке рядового и офицерского состава, особенно высшего звена, в техническом оснащении и снабжении войск. «Эта война оказалась несчастливой для России. Потерпев ряд поражений, как на суше, так и на море, тем не менее, армия и флот явили миру множество примеров беззаветной храбрости и верности воинскому долгу».2

Если после русско-японской войны остались некоторые братские могилы и мемориальные кладбища погибших и умерших в плену русских офицеров и солдат, правда, в основном на территории Японии, о чём стало известно относительно недавно, то в советские времена о Первой мировой войне в нашей стране почти не вспоминали, её героев попросту забыли. Если в память об участниках и героях русско-японской войны в разное время были созданы отдельные памятники культуры и монументы,3 то после окончания Первой мировой войны, к сожалению, многие памятники уничтожили.

Начало третьего тысячелетия было отмечено важными событиями в истории России и российских военно-учебных заведений, в частности двумя большими событиями: в 2002 году – празднование 200-летия Пажеского Его Императорского Величества корпуса4 и в 2007 году – 275-летие Первого кадетского корпуса.5

2012 год был объявлен президентом РФ «Годом истории России». Согласно указу, это необходимо «в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе».6 В этой связи интересным представляется история начального военного образования в России и то влияние, которое оказали выпускники военно-учебных заведений на исторические события.

Начало создания системы военного образования в России, а позже и история кадетских корпусов России имеют точкой отсчёта 25 января 1701 года (по нов. ст.), когда император Пётр Великий подписал Указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. В работах Н.А. Милешиной,7 В.В. Чернакова,8 В.Н. Бенды9 и ряда других авторов дана довольно обширная историография по кадетской тематике за три века существования кадетской системы воспитания и образования.

Многое в деле организации системы обучения и воспитания кадет зависело от руководящего состава кадетских корпусов, их директоров, а также от того, кто руководил в стране военно-учебными заведениями, т.е. был начальником Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ). Обо всех директорах корпусов прошлого невозможно даже коротко рассказать в рамках одной статьи, да в этом, вероятнее всего, и нет такой необходимости, т.к. в мемуарах и юбилейных статьях о них имеется довольно обширная информация.

Выпускников же кадетских корпусов, как правило, отличало перед другими офицерами грамотное отношение к военному делу, преданность этому делу, хорошие знания в различных областях наук. Этому во многом способствовала проводимая в корпусах воспитательная работа.10 Одним из существенных средств воспитательной работы являлась воинская символика.11

Особенно велико воспитательное значение воинской символики (знаков отличий, различий, эмблем). Она в яркой, образной форме выражает исторический опыт, традиции предшествующих поколений и героические страницы военной летописи. Именно в ней заключена неразрывная связь героики прошлого с романтикой сегодняшних дней.

Традиции сопровождали и сопровождают человека всю жизнь. Традиции в нашей стране – это краткая летопись всех народов России. Все они буквально дышат историей. На протяжении веков одни из них крепли и развивались – другие постепенно теряли своё значение и отмирали. Воинские традиции12 являются частью национально-государственных традиций. Традиционно в среде русских воинов воспитывались такие качества как взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма, как важнейшего явления в социально-политической и духовной жизни россиян.

Несмотря на, казалось бы, строгую систему казарменного воспитания, иногда довольно жесткую воинскую дисциплину, в императорских кадетских корпусах была заложена система воспитания военных кадров, отвечающая духу времени, многим зарубежным аналогам, а порой и превосходящая их. Показательно в этом отношении признание известного царского генерала П.Н. Краснова: «Оплотом армии был офицерский состав, воспитанный в кадетских корпусах».13

Очень многое для развития системы кадетских корпусов сделал за почти 15 лет пребывания в должности Главного начальника и Главного инспектора военно-учебных заведений великий князь Константин Константинович. О его многогранной деятельности я писал в сборнике 11-х Константиновских чтений.14 Но ещё несколько штрихов к его портрету. «…Я люблю молодёжь и детей. Теперь под моей командой тысячи молодых существ, от 10-летнего возраста и до 20-летнего. Все они так весело смотрят прямо в глаза, приветливо улыбаются, чувствуешь их доверие…»15

Он прошёл различные командные должности и поэтому знал, что надо давать кадетам для их образования и воспитания. Великий князь часто посещал кадетские корпуса и военные училища и, обладая изумительной памятью, помнил имена многих кадет и юнкеров. Военная летопись сохранила немало случаев, когда он по-отечески помогал попавшим в беду кадетам. Ласковость, внимание и душевная чуткость к ребятам были неизменными качествами великого князя. Он как бы сразу становился товарищем, другом и отцом каждого кадета. Молодежь это ценила, глубоко его уважала и называла «отцом всех кадет». Его любили в кадетских корпусах как воспитанники, так и педагоги. И он отвечал им тем же. Из его переписки видно, что он, став Главным начальником военно-учебных заведений в 1900 году, не хотел ничего ломать в системе кадетских корпусов, а просто вникал в жизнь кадет и их руководителей, хотел принести тем и другим пользу. Память о нём передавалась из поколения в поколение вплоть до ликвидации корпусов в 1918 году.

В результате многолетнего опыта и неустанных забот великого князя (1900 – 1915 годов) была создана непревзойдённая система воспитания военной молодёжи, основанная на преемственности заветов и традиций предшествующих поколений. «Только та страна сильна, которая свято чтит заветы родной старины».16 Великий князь Константин Константинович призывал молодёжь жить и служить во имя доблести, добра и красоты; для неё, перед назначением его Главным начальником военно-учебных заведений, он создал «заветное, чарующее слово».

НАШ ПОЛК
Наш полк! Заветное, чарующее словоДля тех, кто смолоду и всей душой в строю.Другим оно старо, для нас – всё так же новоИ знаменует нам и братство, и семью.О, знамя ветхое, краса полка родного,Ты, бранной славою венчанное в бою,Чьё сердце за твои лоскутья не готовоВсе блага позабыть и жизнь отдать свою?Полк учит нас терпеть безропотно лишеньяИ жертвовать собой в пылу святого рвенья.Всё благородное: отвага, доблесть, долг,Лихая удаль, честь, любовь к Отчизне славной,К великому Царю и Вере православнойВ едином слове том сливается: наш полк!

Красное Село17

31 мая 1899г.

У великого князя Константина Константиновича была большая дружная семья. Он был женат на принцессе Саксен-Альтенбургской Елизавете Маврикиевне. Константин Константинович серьёзно относился к воспитанию своих детей. В семье было больше мальчиков – шесть сыновей и три дочери. Поэтому для мальчиков был введён особый распорядок дня. Они вставали в 6.30 утра и «после утреннего туалета, молитвы и чая выходили гулять по парку». Затем с 8.00 были занятия.18 Сыновей великий князь определял в кадетские корпуса по очереди, причём не только в столичные.19

В 1881 году, когда из военных гимназий по указу императора Александра III были вновь воссозданы кадетские корпуса, но с изменённой структурой, отвечающей требованиям времени, именно великий князь настоял перед императором о возвращении корпусам их знамён, сданных ранее в архив. Более того, по его распоряжению знамёна стали выносить в строй на парад «как наивысшую воинскую святыню и лучшее украшение кадетского строя».20 С тех пор эта традиция укоренилась в воинских частях и императорских кадетских корпусах (до 1918 года), а также в зарубежных кадетских корпусах (20 – 60 годов XX в.). Позже она была продолжена в советских спецшколах и подготовительных училищах (1937 –1955), в суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах (СВУ и НВМУ) (с 1943 года по настоящее время) и с 1991 года –в современных кадетских корпусах России.

В ходе русско-японской войны и Первой мировой войны многие из выпускников, ставшие к этому времени младшими и старшими офицерами, а также генералами, проявили себя геройски. На деле выпускники Пажеского корпуса и многих кадетских корпусов показали лучшие качества русского человека, такие как воля, смелость и решительность, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели, сметливость и умение преодолевать невзгоды, товарищество, взаимовыручка и взаимопомощь, самоотверженность и самопожертвование. Эти и другие качества характера, как известно, с юных лет формировались у юношей в процессе их обучения и воспитания в Пажеском и кадетском корпусах. Юношей готовили к войне, их детство и юность были посвящены закалке, как меч для боя, к тяжёлым испытаниям. Пажи и кадеты выдержали их в ходе этих войн с достоинством и честью, многие стали Георгиевскими кавалерами.21

Георгиевские кавалеры – это та часть её защитников, которая стала символом мужества и чести. Военные события той поры, происшедшие столетие назад, вновь и вновь убеждают нас в том, что бывшие пажи и кадеты проявили себя в ходе их как герои, за что и были награждены. Но это явление исследовано и показано, на наш взгляд, сегодня ещё недостаточно.

Научные сотрудники Музея истории кадетских корпусов России – филиала Военно-исторического музея – уже более десяти лет заняты сбором и анализом музейных предметов и фотоматериалов по кадетской тематике, этой огромной по объёму и крайне важной по своему значению работой. Они готовят комплексную тематическую экспозицию по более чем 310-летней истории кадетской системы образования и воспитания, охватывающей её основные четыре этапа: царский, зарубежный, советский и современный.

Старейший в России Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) располагает богатыми материалами по кадетской тематике.22 Они хранятся в основном в исторических фондах, историческом архиве и библиотеке музея, а также часть их экспонируется в ряде экспозиционных залов. Это музейные предметы: вещественные и художественные памятники, изобразительные и фономатериалы, письменные источники XIX – XX веков и др. Часть из них – книги и газеты, они хранятся в научной библиотеке музея. В ней представлены очерки и исторические справки многих кадетских корпусов царской России, другие источники, которые характеризуют разные стороны учёбы, быта и досуга воспитанников кадетских корпусов, их дальнейшие судьбы. Большая часть книг, очерки и исторические справки легли в основу сводных списков выпускников Пажеского и кадетских корпусов, ставших героями русско-японской войны 1904 –1905 годов и Первой мировой войны 1914 –1918 годов.

К сожалению, научная библиотека Военно-исторического музея (ВИМАИВиВС) не располагает полным списком всех очерков и исторических справок о создании и развитии кадетских корпусов, которые вышли в свет до 1917 года. Помогли обращения в другие архивы и библиотеки. В фондах Государственной Национальной библиотеки удалось отыскать ряд необходимых материалов по кадетской тематике, касающихся русско-японской войны 1904 – 1905 годы и Первой мировой войны 1914 – 1918 годы. Среди этих изданий Памятка о Георгиевских кавалерах, бывших питомцах Николаевского кадетского корпуса.23 В брошюре впервые после учреждения Екатериной Великой ордена Святого Георгия в 1796 году была дана краткая история жизни и подвигов Святого Георгия Победоносца, характеристика появления ордена, его описание, список имён героев, удостоенных награждения, включая участников русско-японской войны 1904 –1905 годов. Для нас примечательна вступительная часть Памятки: «Всякий воин каждую минуту должен быть готов отдать свою жизнь, этот величайший дар Божий, на пользу Престола и родины. Готовность эта есть проявление высшей любви на земле: «никто не может иметь большей любви, как тот, кто жизнь свою положит за ближних своих». Почетно и высоко поэтому звание воина, а выдающиеся подвиги мужества, беззаветной храбрости всегда вызывали и будут вызывать восторженное восхищение современников и благоговейную память потомства. Всякий воин, совершивший подвиг, получает высокую награду в сознании свято исполненного долга, но, кроме того, всегда и везде военная доблесть награждалась особыми знаками отличия, орденами.

Ежегодно 26 ноября, в день праздника Св. Георгия, вся русская армия, с Державным Вождем во главе, чествует своих Георгиевских кавалеров, вспоминает их подвиги. Каждая воинская часть гордится своими Георгиевскими Кавалерами, гордится ими и военно-учебное заведение, воспитавшее героев. Будем же и мы вспоминать с гордостью и благодарностью своих Георгиевских кавалеров, вышедших из стен всем нам дорогого и родного Николаевского корпуса».24

В историческом архиве Военно-исторического музея также хранятся многие документы по кадетской тематике. Среди них – список кадетских корпусов, выпускники которых стали Георгиевскими кавалерами в период русско-японской войны 1904 – 1905 годов25, а также поименный список выпускных кадет Первого кадетского корпуса, ставших Георгиевскими кавалерами в этот период. Он лёг в основу Памятки, изданной в 1913 году26.

Как продолжение этих Памяток были составлены справочные пособия27, в которых отражены итоги составления сводных списков выпускных пажей и кадет Георгиевских кавалеров, героев русско-японской и Первой мировой войн. Цели и задачи исследования: поиск имён выпускников Пажеского корпуса и кадетских корпусов Российской империи в разных источниках, выделение их из общего списка участников и героев русско-японской войны и Первой мировой войны, ставших Георгиевскими кавалерами, размещение их имен в пособиях в рамках Пажеского корпуса и отдельно каждого кадетского корпуса, обобщение собранного материала в виде сводных списков героев с описанием их подвигов в тех или иных эпизодах этих войн.

Эти пособия характеризуются научной новизной исследований: впервые сделана попытка практического рассмотрения примеров патриотизма и героизма конкретно среди выпускников Пажеского корпуса и кадетских корпусов Российской империи, ставших Георгиевскими кавалерами в период русско-японской войны 1904 –1905 годов и Первой мировой войны 1914 –1918 годов, показаны их места и роли в армии, на флоте и в обществе, а также историческое значение их подвигов, обобщение и представление этих материалов в виде справочных пособий.

Таким образом, на основании исторических справок и очерков о Пажеском корпусе и кадетских корпусах, а также благодаря сличению списков выпускных пажей и кадет из этих документов с именными списками Георгиевских кавалеров из Биобиблиографического справочника,28 а также Кадетского биографического справочника С.М. Даркова29 и сравнительному анализу их были выявлены фамилии, имена и отчества большинства бывших пажей и кадет –Георгиевских кавалеров, героев русско-японской войны 1904 –1905 годов, а также Первой мировой войны 1914 –1918 годов, из имён которых были составлены сводные списки.

В итоге отметим, что в процессе поиска и изучения документальных источников нами найдены и идентифицированы 14 имён бывших пажей, 88 имён сухопутных кадет и 58 имён морских кадет, участников русско-японской войны 1904 – 1905 годов, ставших её героями и удостоенных знаков отличия – Георгиевских наград 3-й и 4-й степеней. Всего 161 человек. «Следует отметить, что всего за русско-японскую войну этой награды было удостоено 344 генерала и офицера».30 Сравнивая эти цифры, можно утверждать, что среди награждённых за подвиги в этой войне офицеров и генералов доля бывших пажей и кадет большинства сухопутных кадетских корпусов составляет почти половину, а среди морских кадет – практически все. За период Первой мировой войны 1914 –1918 годов нами также найдены и идентифицированы 45 имён бывших пажей, 242 имени сухопутных кадет и 69 имён морских кадет – участников Первой мировой войны 1914 –1918 годов, ставших её героями и удостоенных знаков отличия – Георгиевских наград. Всего 356 человек. Эти данные сведены в сравнительную таблицу.

Таблица. Число пажей и кадет,

награждённых Георгиевскими знаками отличия

за период русско-японской войны 1904 –1905 годов

и Первой мировой войны 1914 –1918 годов

Наименование войн Продолжительность войн Общее кол-во награждённых Пажеский корпус Сухопутные кадетские корпуса Морской кадетский корпус Всего награждённых пажей и кадет

Русско-японская война

1904–1905 гг.

1 год 344 14 88 58 161
Первая мировая война 1914–1918 гг. 4 года 10975 45 242 69 356

Из таблицы видно, что количество участников этих войн, ставших её героями и удостоенных знаков отличия – Георгиевских наград, значительно выросло в период Первой мировой войны по сравнению с русско-японской войной в силу ряда обстоятельств: расширения состава стран – участников Первой мировой войны, роста числа театров военных действий войны, роста технической оснащённости армии и флота для ведения боевых действий, создания новых родов войск в армии и на флоте, большей продолжительности самой войны, увеличением общего числа участников боевых действий.

Таким образом, мы видим, что традиции патриотизма и героизма среди пажей и кадет, привитые им во время учёбы, в зрелые годы в условиях боевых действий соблюдались осознанно и в массовом масштабе.

Наряду с выпускниками Пажеского корпуса, Первого и других кадетских корпусов, принявших участие в русско-японской войне 1904 –1905 годов в качестве офицеров и генералов, за подвиги и героизм удостоенных Георгиевских наград, были и воспитанники Пажеского корпуса и ряда кадетских корпусов. Расскажем о них несколько подробнее.

Приведём высказывание по оценке действий юных героев войны одного из исследователей кадетского образования в России полковника А.Ю. Голубева: «С самой лучшей стороны проявили себя кадеты и во время боевых действий на фронте. В русско-японскую войну (1904 – 1905) во время летних каникул (!) несколько кадет из различных корпусов, отцы которых в это время воевали, добровольцами отправились на фронт. За храбрость, проявленную в боях, паж Верховский, кадет Первого кадетского корпуса Сергей Селезнёв и Хабаровского корпуса – Роман Троянович-Пиотровский были награждены Георгиевскими крестами, а остальные – Георгиевскими медалями. К началу занятий прямо с фронта кадеты Троянович и Селезнёв вернулись в корпуса».31 Более подробно об участии кадет в русско-японской войне можно ознакомиться в указанном справочном пособии и в работе «Юные герои русско-японской войны 1904 – 1905 годов».32 Трудно выделить всех героев, когда страна в едином патриотическом порыве в начале XX века встала на защиту своей независимости. Героизм в годы этих войн был массовым. Этому способствовали обращение к истории побед русского оружия в прошлом, пропаганда примеров героизма и патриотизма в ходе этих войн, награждение героев орденами и медалями, золотым оружием императорской России.

Навсегда в памяти народной останется легендарная эпопея Цусимского сражения, обороны Порт-Артура, боя и гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Благодарная Россия высоко оценила доблесть и мужество героев русско-японской войны: 28 частей были награждены Георгиевскими знамёнами и Георгиевскими трубами «За отличие 1904 – 1905 годы», 75 воинских формирований были отмечены особыми отличительными знаками; 610 отличившимся в боях воинам было вручено золотое Георгиевское оружие.33

Примеры героизма и отваги проявлялись также на фронтах Первой мировой войны. Имена героев Первой мировой войны – одно из «белых пятен» нашей истории. Тем не менее ряд имён героев войны дошли до нас и хорошо нам известны. Один из них штабс-капитан П. Нестеров (15/27 февраля 1887 – 26 августа /8 сентября 1914),34 выпускник Нижегородского кадетского корпуса (1904), Константиновского артиллерийского училища (1906) и Гатчинской авиашколы (1912) – автор знаменитой «мёртвой петли». Он прожил всего 27 лет, его яркая биография военного летчика составляет всего три года, однако имя великого аса осталось в пантеоне русской славы на века. Он погиб в неравном бою, совершив одним из первых в мире воздушный таран (1914). В считанные годы он вырос из провинциального артиллерийского офицера в национального героя. П. Нестеров посмертно был награждён орденом Св. Георгия 4-й степени.

В августе 1914 года после объявления войны с Германией жизнь в кадетских корпусах, регламентируемая привычными правилами и документами, внешне не претерпела значительных изменений.

Но «уже в первые месяцы военного лихолетья, – отмечал А.В. Беляев, – педагогический процесс в военно-учебных заведениях для подростков и юношей школьного возраста стал претерпевать серьёзные изменения. Прежде всего, это выражалось в переосмыслении педагогическими коллективами, руководством Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ) места и роли патриотического воспитания кадет в новых условиях. Упор делался на усиление морально-психологической подготовки воспитанников к перенесению трудностей военного времени, что в свою очередь потребовало активного вовлечения учащихся в деятельную причастность к происходящим рядом с ними событиям».35

Вот ещё одна страничка из неформального отношения Главного начальника военно-учебных заведений к судьбам милых его сердцу кадет. У сыновей великого князя Константина Константиновича, так же как и у других членов Августейшей семьи, горькая судьба. Его четвёртый сын Олег, родившийся в 1882 году, закончил Полоцкий кадетский корпус (1903 – 1905) и Александровский лицей (1910 – 1913). Он служил в лейб-гвардии Гусарском полку, и, будучи участником Первой мировой войны, смертельно раненный под Владиславовом, скончался от ран 12 октября 1914 года в г. Вильно. На смертном одре родители посетили умирающего сына и отец за несколько минут до смерти Олега успел его наградить орденом Св. Георгия IV степени. Это была первая пролитая кровь Дома Романовых в начале XX века.36 Боль от невосполнимой утраты ухудшила здоровье великого князя Константина Константиновича, 2/15 июня 1915 года он скончался.

«Порыв патриотических чувств увлёк некоторых кадет на фронт, – отмечает Самович А.Л., – и они стали участниками боевых действий. Некоторые из них получили боевые награды – солдатские Георгиевские кресты. Кадет из шестого класса Николаевского корпуса Сергей Марков с разрешения родителей и военного министра «вступил добровольцем в Крымский конный полк, в строю которого заслужил два Георгиевских креста, после чего был отправлен в военное училище», – можно прочитать в одном из современных изданий. В другом документе извещается, что из трех выпусков (1916 – 1918) Одесского кадетского корпуса, насчитывавших 203 воспитанника, солдатскими Георгиевскими крестами были отмечены 9 человек».37 Во время каникул кадеты с разрешения начальства и родителей принимали участие в строительстве оборонительных сооружений, удостоившись за это похвальных отзывов из действующей армии.

Имели случаи и несколько иного рода. «Так, некоторые начальствующие отцы, – отмечает исследователь А.В. Беляев, – брали сыновей в дело, выводя их на позиции ради получения награды. Но, в общем, повсеместно проявлялось гуманное отношение военной власти к воспитанникам. Оно выражалось в беспокойстве за здоровье подростков и юношей, в стремлении уберечь их от ненужной опасности, что нашло отражение в приказе военного министра по армии. Документ был издан в сентябре 1916 года в целях пресечения уже отмечавшейся порочной практики, когда иные кадеты посещали действующие войска, где служили их отцы, с корыстной целью. Именно после такого ”геройства” появились ходатайства о представлении ”побывавших на фронте” воспитанников кадетских корпусов к награждению Георгиевскими медалями».

«Главной целью воспитания будущих офицеров с объявлением (Первой мировой – авт.) войны, – далее отмечает А.В. Беляев, – стало утверждение национального самосознания и национальной гордости, любви к Родине, уважения к её героическому прошлому».38

Характерной особенностью организации патриотического воспитания в кадетских корпусах в военное время было стремление педагогических коллективов вызвать у воспитанников прилив глубоких нравственных чувств (сострадания, милосердия, уважения к солдату), создавать условия для совершения нравственного поступка, без которого немыслим настоящий патриотизм.

«Для усиления патриотического воспитания военное ведомство принимало специальный комплекс мер», – отмечает А.В. Беляев. – Это выразилось в присвоении 1-й роте Полоцкого кадетского корпуса имени погибшего князя Олега Константиновича, Одесскому кадетскому корпусу – имени великого князя Константина Константиновича, в учреждении именных стипендий. Правительство постановило иметь в кадетских корпусах 200 вакансий для содержания и воспитания малолетних детей, чьи отцы находились в действующей армии, а также открыть сверх штата 325 вакансий для сыновей, погибших на фронте офицеров, чиновников, священников, врачей и нижних чинов. Распространялся циркуляр, предписывающий вывешивать в корпусах приказы о героической смерти бывших воспитанников, офицеров и преподавателей, о подвигах Георгиевских кавалеров. Учреждались нагрудные знаки кадетских корпусов в целях объединения и «установления наружной корпоративной связи их бывших питомцев».

Война, нарушившая налаженный порядок семейного и школьного воспитания, оказывала сильное морально-психологическое воздействие на ещё не окрепшие сознание и души детей. Обеспокоенное сохранением духовного здоровья подрастающего поколения, Министерство народного просвещения выступило в печати с обращением ко всем педагогическим коллективам учебных заведений, в котором ставилась задача сохранять спокойствие, энергию, создавать в учебных заведениях такую внутреннюю атмосферу, «чтобы ни на минуту не забывать, что… накопление духовных ценностей имеет сугубо большое значение и помогает с избытком возместить те материальные потери, которые приходится нести России».39

«Но война, а затем последующие революционные события, вооружённые столкновения в гражданском противостоянии, военная интервенция в страну из-за рубежа не позволили «взвесить и учесть» накопленный ранее опыт и сопутствующие ему ошибки и упущения в мировой обстановке. Вся Россия, можно сказать, была призвана под ружьё. Но уроки истории остались. Они требуют внимательного и всестороннего исследования».40

В заключение отметим: мы постарались показать историю воинских подвигов десятков бывших пажей и сотен кадет – участников и героев этих войн – на фоне наиболее ярких эпизодов, их оценку в виде награждений знаками отличия военного ордена Святого Георгия и других Георгиевских наград.

По-разному сложились их судьбы, но всех объединяло одно: воинская служба и служебный долг – это то, чему они посвятили свои молодые и зрелые годы. Но это тема для отдельного разговора, который может стать дополнением к данной статье. «Предваряем читателей, – отмечалось в упомянутом сборнике «Наши герои на Дальнем Востоке», вышедшем в 1908 году, – что собранные нами в эту книжку примеры доблестных подвигов наших героев на Дальнем Востоке представляют собою лишь каплю в море таких же подвигов. Не обо всех… подвигах нам пришлось слышать или читать; многие из них станут известными лишь по времени, а несравненно большее количество их видел только Бог, и они так и останутся лишь в памяти скромных героев, их совершивших, или тесного кружка близких им людей. А о скольких геройских подвигах совершители или свидетели их уже никому ничего не поведают: смерть запечатала уста их».41 «Пусть же эти герои и подвиги, совершённые ими, – отмечается в Памятке Первого кадетского корпуса, – будут для вас, нынешних воспитанников, светлыми примерами преданности Престолу и Родине, примерами исполнения воинского долга и проявления мужества. Изучайте подвиги героев и в них вы найдёте тайну русских побед!».42

Надеюсь, что данная статья и этот материал будут полезны исследователям и заинтересованным лицам.

 

11 Наши герои на Дальнем Востоке. Примеры их доблестных подвигов. Изд. второе, значительно дополненное.– СПб. 1908. С. 55.

 

22 Судостроение. № 2, 2004. С. 61– 63.

 

33 Гладких С.А. О влиянии русско-японской войны 1904-1905 годов на русскую культуру. – Котлас, Архангельская область. http.// www.booksite.ru /fulltext /suda/kov/7_01.htm.

 

44 Двухсотлетие Пажеского корпуса 24-29 декабря 2002 г. // БоковВ.Н., МаксимовА.С. Наследники русской славы. – СПб, СВУ, 2005. С. 104–109.

 

55 Труды Государственного Эрмитажа XXXVII. Первый кадетский корпус во дворце Меншикова. К 275-летию основания. Материалы научной конференции. – СПБ. Изд-во Гос. Эрмитажа. 2007. С. 204.

Труды Государственного Эрмитажа. Первый кадетский корпус во дворце Менщикова. К 275-летию

основания. Каталог выставки. – СПб. Изд. Государственного Эрмитажа «Историческая иллюстрация».

  1. С. 176.

 

66 Год российской истории / Указ президента РФ Д.Медведева от 10. 01. 2012г. – пресс-служба Кремля.

 

77 Милешина Н.А. Кадетское образование в России: исторические традиции и современные перспективы. – М. Изд-во МГОУ. Вестник №3. 2010. С.54-57. vestnik-mgou.ru /index.php?optio.

 

88 Чернакова В.В. Историко-педагогические аспекты создания и развития системы кадетских корпусов России как непременного условия совершенствования довузовского военного образования молодежи. СПб., 2002. С. 144

 

99 Бенда В.Н. Создание и развитие системы подготовки военных кадров в России в конце XVII – первой половине XVIII вв. (монография). – СПб. 2008. 206 с.; Бенда В.Н. особенности воспитательного процесса в военно-учебных заведениях России XVIII в. // Война и оружие. Новые исследования и материалы. Вторая международная научно-практическая конференция 18-20 мая 2011 г. С. 28–41.

 

1010 Чернаков В.В. Указ. соч. С. 62.

 

1111 Воинская символика имеет глубокие исторические корни, разветвленную систему значений и выразительных средств (боевые знамена, форма одежды и снаряжение, воинские звания, нагрудные знаки и награды, памятники культуры и монументы, традиции и воинские ритуалы), глубоко разработанную теоретическую базу. Воинские символы во многом способствовали укреплению патриотического сознания и морального духа воинов, формированию сплоченности и стойкости воинских коллективов.

 

1212 Под термином «воинские традиции» понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией службы и воинского быта.

 

1313Cм.: Краснов П.Н. Памяти императорской Русской армии. В кн. Какая армия нужна России? – М. , 1995. С.221 // Чернаков В.В. С. 63.

 

1414Коновалов А.Ф. Юные герои русско-японской войны 1094 – 1905 годов (к истории кадетских корпусов в России). // Константиновские чтения – 2011. 160 лет со дня рождения великой княгини и греческой королевы Ольги Константиновны. Сборник материалов научной конференции. 26 октября 2011г. – Санкт-Петербург – Стрельна: Летопись. С. 116 –117.

 

1515 Из письма Великого князя своей сестре Ольге Константиновне. 25 марта 1901г. // Меньшов В.М. Российские кадеты. Т. 1. – СПб. Береста. 2003. С. 201.

 

1616 Меньшов В.М. Российские кадеты. Т.1. – СПб. Береста. 2003. С. 201.

 

1717 Романов К.К. Наш полк // Меньшов В.М. Российские кадеты. С. 202.

 

1818 Княжна Вера Константиновна. К 100-летию со дня рождения. – Санкт- Петербург. 2007. С. 22.

 

1919 Меньшов В.М. Указ. соч. С. 204.

 

2020 Чернаков В.В. Указ. соч. С. 59.

 

2121Коновалов А.Ф. Юные герои русско-японской войны 1904 – 1905 годов (к истории кадетских корпусов в России) // Константиновские чтения – 2011. 160 лет со дня рождения великой княгини и греческой королевы Ольги Константиновны. Сборник материалов научной конференции. 26 октября 2011г. – Санкт-Петербург – Стрельна: Летопись. 2011. С. 113.

 

2222 Маковская Л.К. Архивные документы о кадетских корпусах в фондах Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. – См. Бомбардир. 1995, №1, с. 66.;

Маковская Л.К. Документы о Первом кадетском корпусе и его выпускниках в фондах Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. – / Труды Гос. Эрмитажа XXXVII. Первый кадетский корпус во дворце Меншикова. – СПб, 2007. С. 101–105.

 

2323 Памятка о Георгиевских кавалерах, бывших питомцев Николаевского кадетского корпуса. – СПб, 1912.

С. 23.

 

2424 Там же.

 

2525Коновалов А.Ф. Кадеты – Георгиевские кавалеры, герои Русско-японской войны 1904–1905 гг. – СПб. ВИМАИВиВС. 2008.

 

2626 Федоров И.К. Памятка о Георгиевских кавалерах, бывших кадетах 1-го кадетского корпуса. – СПб. 1913. С. 35.

 

2727Коновалов А.Ф. Кадеты – Георгиевские кавалеры, герои Русско-японской войны 1904–1905 гг. – СПб. ВИМАИВиВС. 2008; Коновалов А.Ф. Кадеты – Георгиевские кавалеры, герои Первой Мировой войны 1914–1918 гг. — СПб. ВИМАИВиВС. 2010.

 

2828 Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769–1920. Биобиблиографический справочник. Отв. составитель В.М. Шабанов. – М.: Русский мир. 2004. С. 928: ил.

 

2929 Дарков С.К. Кадетский биографический справочник 1701–1918. – М. 2007. С. 554.

 

3030 Чернухин В.А. Полевой инспектор артиллерии при Штабе Верховного Главнокомандующего М.В. Ханжин (1871–1961). – Бомбардир, № 19, 2007. С. 68.

3131Голубев А.Ю. К вопросу о кадетском образовании в России. – Военная мысль № 7, 2008. С. 74.

 

3232Коновалов А.Ф. Юные герои русско-японской войны 1904–1905 годов (к истории кадетских корпусов в России). С. 119 — 123.

 

3333 Отечество. Честь. Долг. Выпуск 7. – М., 2005. С. 273–274.

 

3434 См.: Крутова М. Слово русского офицера. К 125-летию со дня рождения военного летчика Петра Нестерова.

 

3535 Беляев А.В. Кадетские корпуса в годы Первой мировой войны. – Молодежный военно-исторический журнал. № 6, 2008. С. 78.

 

3636 Эту историю в 1997 г. поведал покойный кадет зарубежья Николай Николаевич Протопопов собравшимся на его доклад в помещении Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге кадетам. – Меньшов В.М. Указан. соч. т. 1, С. 204.

 

3737 Самович А.Л. Военная школа России в 1914–1920 гг.: кадетские корпуса. – М.: Спутник, 2002, С. 27.

 

3838 Беляев А.В. Указ. соч. С. 79.

 

3939 Новый циркуляр гр. П.Н. Игнатьева. – Педагогический сборник. 1915. № 10. С 356.

 

4040 Беляев А.В. Указан. соч. С. 80.

 

4141 Наши герои на Дальнем Востоке». Примеры их доблестных подвигов. Изд. второе, значительно дополненное. – СПб. 1908. С. 5.

 

4242 Федоров И.К. Памятка о Георгиевских кавалерах, бывших кадетах 1-го кадетского корпуса. – СПб. 1913. С. 35.

Просмотрено (2312)

3 ответа на “Исследование 2014г

  1. Большое спасибо автору статьи! Очень содержательный материал, основанный на документах, что особенно ценно. Эта работа очень помогла мне при подготовке доклада о лазарете Мраморного дворца.
    Небольшие уточнения по топонимике:
    Гумбиннен (Gumbinnen), Германия, провинция Восточная Пруссия —
    ныне г. Гусев, Калининградская обл., Россия;
    Инстербург (Insterburg), Германия, провинция Восточная Пруссия —
    ныне г. Черняховск, Калининградская обл., Россия;
    Вержболово (нем. Вирбаллен, польск. Вержболув) — ныне г. Вирбалис, Мариямпольский уезд, Литва.
    И еще один момент. Подвижной лазарет Мраморного дворца располагался в Инстербурге не в гимназии, а в мужской средней школе (ныне средняя школа №6 г. Черняховска — моя родная школа), нем. Mittelknabeschule, дословно — средняя школа для мальчиков. Здание бывшей немецкой гимназии (в нем ныне располагается администрация Черняховска) находится гораздо далее от того места, где размещался штаб 1-й русской армии, а здание школы — в соседнем квартале. Между штабом и лазаретом в ночь с 27 на 28 августа (ст.ст.) 2014 г. немецкий цеппелин сбросил бомбу, о чем писала великая княгиня Мария Павловна в своих мемуарах. В первом издании ее воспоминаний на русском языке (2003) в переводе допущена неточность: вместо слова «школа» употреблено «гимназия». Немецкая средняя школа предполагала девятилетнее обучение, по ее окончании в университет поступить нельзя было, следующей ступенью обучения была как раз гимназия, которая и давала право поступления в высшее учебное заведение. В документах, хранящихся в РГВИА (Ф.12651. Оп.1. Д. 1119), местом развертывания лазарета в Инстербурге указывается мужская средняя школа.

  2. Допустила ошибку в немецком названии школы. Правильно — Knabenmittelschule (средняя школа для мальчиков)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *